11 февраля в городе Пушкино состоялся Второй ежегодный турнир по каратэ годзю-рю имени святителя Николая Японского (Касаткина), посвященный Всемирному дню православной молодежи. Соревнования проводились общероссийским физкультурно-спортивным Союзом общественных объединений «Всероссийская федерация годзю-рю» при поддержке управления по культуре, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Пушкинского района. Инициатором проведения турнира выступил настоятель Никольского храма городского поселения Правдинский Пушкинского района священник Кирилл Соколов.
В соревнованиях приняли участие 334 спортсмена из Москвы, Московской области, Татарстана и Венгрии в возрасте от 6 до 21 года. Были разыграны 28 комплектов наград и кубки в общекомандном зачете. Первое место завоевала команда клуба каратэ годзю-рю ЮВАО города Москвы. Второе место заняла команда Пушкинского района. Третье место досталось команде Горки-10.
На торжественную часть мероприятия прибыли: глава Пушкинского района В. В. Лисин, начальник управления по спорту, туризму и молодежи С. А. Батищев, председатель спортивно-патриотической организации «Ассоциация витязи» и Российской академии карате шотокан Н. Н. Немчинов и представитель «Боевого братства» Н. М. Калганов.
Мероприятие посетил благочинный церквей Пушкинского района священник Иоанн Монаршек, который в своем слове отметил важность и значимость данного спортивного события.
На турнире священнику Кириллу Соколову была вручена медаль «За активную гражданскую позицию и патриотизм».
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что на рубеже XIX и XX веков в Японии начинает действовать Русская Православная миссия. Ее главой и духовным руководителем становится иеромонах Николай (Касаткин). Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Березе, Смоленской губернии.
Блестяще окончив Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году он был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Перед самым ее окончанием в нем обнаружилось призвание Божие — проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 года Иван Дмитриевич Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай. В июле того же года иеромонах Николай выезжает на место своего служения в город Хокодате.
Прибыв в Японию, он сталкивается с огромной проблемой: японцы не приемлют все чуждое, а иногда воспринимают противное их культуре даже с агрессией. Ярким примером может служить случай из жизни Павла Савабе, первого обращенного в православие японца и крестного сына святителя Николая.
Его настоящее имя — Ямамото Кодзума. В 1857 году Ямамото был вынужден бежать в город Хакодате, так как был обвинен в воровстве и разыскивался полицией. В Хакодате Ямамото женился на дочери синтоистского священника, которому стал приемным сыном и сменил имя на Такума Савабе. Затем, присоединившись к движению, почитавшему императора, Савабе возглавил группу, требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Для осуществления этой цели было решено убивать служащих русского консульства в Хакодате. Однажды ночью 1865 года Такума Савабе, вооруженный мечом, встретился с иеромонахом Николаем, намереваясь убить его, прежде чем тот начнет проповедовать. Отец Николай спросил его, почему Савабе хочет убить его, не услышав об учении, которое он проповедует? Тогда Такума Савабе согласился выслушать отца Николая о православии и слова молодого миссионера тронули его сердце. Он заинтересовался услышанным, и с того дня начал изучать христианское учение.
В то время в Японии были широко распространены, как и сейчас синтоизм и буддизм. Много веков раздираемая междоусобными войнами Япония, воспитывала мастеров боевых искусств на кодексе чести, описанном в «Бубиси» — знаменитом трактате об искусстве войны. Честь воина не должна быть запятнана позором и утверждалась любыми способами, вплоть до ритуального самоубийства.
Боевые искусства преподавались в учебных заведениях. Активно развивались традиционные кендо, дзю-дзюцу. Стараниями Дзигоро Кано популяризировалось дзюдо, появилось каратэ. Святитель Николай понимал, что необходимо изучать и понимать жизнь, быт и потребности японцев и только потом начинать проповедовать о Христе. Павел Савебе стал помогать свт. Николаю в познании культуры поведения японского народа. Николай изучал этикет, познавал культуру Японии, так как считал, что боевые искусства это не только умение драться, но и определенное культурное наследие горячо им любимой Японии.
Удивительным фактом является то, что в японской духовной семинарии того времени были учителя дзюдо. Учиться в семинарии было очень престижно. Многие министры Японии приходили к святителю с просьбой о принятии их детей в учебное заведение. В одно из учебных заведений Русской Православной миссии, семинарию в городе Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков, ставший родоначальником отечественного дзюдо и одним из основателей борьбы самбо.
После поражения России в русско-японской войне 1905 года Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Василий Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца. Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11лет. К счастью, в судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский Николай.
Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан. 29 октября 1911 года Ощепков был принят в это учебное заведение. В архивах Кодокана имеется соответствующая запись об этом. Василий переселился в Токио, где 15 июня 1913 года получил первую мастерскую степень и вскоре сдал экзамены на вторую. Василий Ощепков стал первым русским, заслужившим степень мастера по дзюдо «Кодокан».
|