Пора юности – время выбора. Время, когда молодые люди ищут для себя идеал, образец для подражания. Для молодых христиан такой выбор – это Христос. Поэтому все добрые дела, которые совершаются православной молодежью, совершаются во Имя Его.
Воскресенье
22.12.2024
04:46
Приветствую Вас Гость | RSS Главная страница | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Нормально
3. Хорошо
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 97

Статистика

Начало » 2007 » Март » 18 » КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ – 2007»
КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ – 2007»
СОБРАНИЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Рождается ли в споре истина? Не всякий ответит утвердительно, скорее наоборот. Однако все знают, что для знакомства нужен диалог. Ежегодная Московская областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия» ставит своей целью познакомить верующих, ответить на вопросы неверующих, а главной задачей видит претворение диалога в конкретные дела и программы для блага подмосковной молодежи.
17 ноября в Московском государственном областном университете такая конференция открылась в седьмой раз. Тема форума: «Современная молодежная культура в свете славянской культуры и письменности», а бессменные организаторы – Епархиальный отдел по делам молодежи и комитет по делам молодежи Московской области.
В 2007 году в древней Коломне грядет всероссийское празднование Дней славянской письменности и культуры. Поэтому подмосковной молодежи, устремленной в будущее, предложили оглянуться в собственное прошлое. Для сверки исторических часов и подведения итогов. Тем более, что в 2006 году исполнилось 10 лет как указом митрополита Ювеналия была создана Комиссия по пастырской работе с молодежью в Московской епархии – нынешний Епархиальный отдел. Так неюбилейная по счету конференция стала юбилейной по духу.
Конференцию возглавил митрополит Ювеналий, а ведущим стал руководитель комитета по делам молодежи Московской области Ю.Т. Бойко. Кроме того, активное участие в форуме приняла депутат Московской областной думы Л.Н. Кривцова, а так же ректор областного университета В.В. Пасечник, как глава принимающей стороны.
Перед началом конференции собиравшимся в зал гостям был представлен фильм «Спаси и сохрани» телекомпании «Тонус» Сергиево-Посадского района, ставший победителем в X Международном открытом фестивале телекомпаний «Братина» 2006 года, посвященный преподобному Сергию Радонежскому.
В 10 часов утра в актовом зале МГОУ, которому к слову без одного года 250 лет, свыше четырехсот участников и гостей конференции с нетерпением ожидали ее начала. Делегаты конференции – представители муниципальных отделов по делам молодежи Московской области, священники – ответственные по делам молодежи из благочиний Московской епархии. В этом году были сформированы совместные делегации от местных молодежных отделов и благочиний. Кроме того, в зале расположились заинтересованные темой молодые и не очень гости. Аудитория информированная и неравнодушная.
Прологом пленарного заседания стал небольшой трогательный фильм «Письмо к Богу», созданный молодыми тележурналистами Каширского района. Фильм о простом девятилетнем мальчишке, который по-своему ищет Бога – по-детски пишет Ему письма. Молодой журналист, корреспондент Каширского «Телекома», одна из создателей этой документальной ленты М.Ю. Демина – была в числе участников конференции.
Владыка Митрополит особо отметил этот фильм в начале своего доклада: «Мне бы хотелось бы два слова сказать о фильме. Неожиданно для церковного человека название фильма «Письмо к Богу». Я думаю, что эта тема носит миссионерский характер, потому что в традиции Православной Церкви молитва называется обращением души и сердца человеческого к Богу. И мы с церковных амвонов учим современного человека как молиться. Мы говорим, что необязательно тебе вычитывать все то, что написано в молитвеннике, а ты проси у Бога, что наболело, то что тебе нужно, как просишь у самого дорого человека. Мне очень понравился фильм и считаю, что очень удачным является его название. Он заставляет задуматься и обратиться к Библии, обратиться к традиции Православной Церкви».

Программа конференции включала пленарное заседание и пять секций – главную практическую составляющую. Пленарное заседание открыло выступление Владыки Ювеналия:
«Глубокоуважаемый Владимир Васильевич, дорогая Любовь Николаевна, дорогой Юрий Тимофеевич, возлюбленные участники конференции! У вас очень жесткий регламент.
Мне хотелось бы конечно поговорить от сердца к сердцу с вами, потому что много есть, с чем необходимо поделиться, но, уважая конференцию и регламент, я постараюсь уложиться в 10 минут. Если буду на две-три минутки не успевать, попрошу меня не перебивать, чтобы потом к некоторым вопросам можно было вернуться неофициально.
Обычно светские люди, государственные деятели, когда выступают, кого-то цитируют, чтобы подкрепить свою позицию. Что-то подобное бывает и среди нашего духовенства. У нас есть что цитировать. Мы обычно обращаемся к Священному Писанию, Священному Преданию, к авторитету отцов и учителей церкви. Я не буду оригинальным и хочу сказать о том, из Священного Писания, что с моей точки зрения непосредственно относится к теме нашей конференции. В книге Екклесиаст, в 11 главе написано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екк.11:9).
Я сосредоточу свое выступление вокруг этих мыслей. Во-первых, вы видите что Церковь не против забав юношеских, не против веселья, ведь верующих порой представляют как мрачных людей, которые улыбаться не умеют. Вот здесь ясный ответ. Обратим внимание на слова: «..и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих…». Тут мы скажем, что сердца у молодежи разные бывают и видения очей тоже различные.
Если говорить о людях старшего поколения, то я тоже слышал от них слова, когда сам был молодой и, что интересно, ничего нового не говорят и сегодня. Так вот, те, которые принадлежат к моему поколению, часто говорят: «Ой, какая стала молодежь.… Вот когда мы были молодые…». Это даже отражено в нашей художественной литературе. Приведу известные Вам слова: «Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя…». Этими словами сейчас некоторые говорят, огорчаясь на современную молодежь. Говорят часто о потерянном поколении. Да, очень много молодежных проблем, но у нас и для людей старшего поколения их довольно: ведь люди жили одними идеалами и идеями, и вдруг увидели их крах, а те идеалы, которыми жили в течение тысячелетия на Руси, для многих были закрыты. Вот такая была идеологическая «берлинская стена». Целый век прошел. Образовалась определенная пустота: и для людей старшего поколения, вызывающая озлобленность, и для молодежи.
Я считаю, что на нашей конференции нам не надо судить кого-либо, а хорошо было бы задуматься, что сделали или можем сделать мы для того, чтобы помочь подрастающему поколению обрести правильные жизненные ориентиры и о том какую мы за это берем на себя ответственность.
Я обратил внимание на тему сегодняшней конференции «Современная молодежная культура в свете славянской культуры и письменности». Всероссийские Дни славянской письменности и культуры в нашей стране являются единственным церковно-государственным праздником. Для многих может быть это является открытием. Мы совместно, Церковь и государство и готовим и отмечаем, избирая каждый год столицу этого праздника. В прошлом году это был Ханты-Мансийск, в 2007 году это будет город Коломна.
Мы имеем постоянно действующий подготовительный комитет, где сопредседателями являются уже больше десяти лет министр культуры России и митрополит Крутицкий и Коломенский. Я знаю атмосферу подготовки к проведению этого праздника, его трудности. Одна из трудностей всегда финансовая. Я помню последнее заседание, которое было перед Ханты-Мансийском. Там говорили, что вот нужно столько-то денег, а нам дают меньше, и мы не знаем как будет осуществляться программа…. Было определенное напряжение.
Совсем другая картина при подготовке следующего праздника. Сразу же был образован наш подготовительный областной Комитет, куда вошли губернатор Московской области, как председатель. Меня тоже включили. На первом заседании Борис Всеволодович заверил, что у нас трудностей из-за финансовых вопросов не будет. Это создало сразу спокойную творческую атмосферу.
Город Коломна на сегодняшний день уже является городом-музеем. Когда в 1977 году я вступил в управление нашей Московской епархией, то в Коломне, на окраине, осталась открытой лишь одна маленькая древняя церковь – Богоявленская. Монастыри и храмы буквально лежали в руинах. С тех пор нам удалось в этом маленьком городе открыть четыре древних монастыря и двадцать один храм. Это на сегодняшний день как Суздаль, повторяю – город-музей.
Думаю, что праздник славянской письменности и культуры будет отмечен на таком высоком международном и всероссийском уровне, что следующему городу, а им, возможно, станет Тверь, будет трудно понизить эту планку.
Для нас очень важно совместное проведение этого праздника, потому что через это мы обращаемся к подвигам защитников отечества, к деятельности великих святых и прославленных деятелей культуры и обретаем в себе и в том числе в новом поколении силы к созиданию нашей родной земли.
Тема, которую вы избрали для своей конференции, заставляет задуматься, кто мы? Или наследники и продолжатели великого прошлого или…, не хотелось бы этого, – безликие потребители дешевых импортных псевдодуховных суррогатов. Хочется, что бы вы задумались об этом.
Сейчас продолжается дискуссия о том, чему и как надо учить в школе. Я думаю, вы понимаете, о чем идет речь. Меня всегда удивляла и продолжает удивлять боязнь допустить различные знания к людям. Это в первую очередь имеет отношение к освоению того, что является нашим достоянием – к традиционному духовному наследию. Главное в образовании, мне кажется, это создание духовной личности, в заботливом взращивании человеческого сердца, способного идти по жизни, совершая достойные духовно-этические поступки.
Наконец мне хочется коснуться вопроса нашего непосредственного сотрудничества с комитетом по делам молодежи Московской области. Уже несколько лет под председательством Юрия Тимофеевича осуществляется встреча Церкви и молодежи. Я условно так говорю, потому что такое взаимодействие может быть несколько необычно для многих. Оно является совершенно новым, имея в виду отношение к Церкви в нашей стране в прошлом веке. Мы видим много важных результатов сотрудничества. Не буду в подробностях о них говорить. Думаю, само присутствие сегодня людей несколько иначе одетых по сравнению с большей частью аудитории говорит о том, что церковные лица влились в эту творческую работу.
У нас накопился определенный опыт совместного проведения юношеских детских лагерей. Я побывал в одном из них минувшим летом, который был расположен неподалеку от Колоцого женского монастыря близ Бородинского поля. В связи с этим, я хотел бы сказать о своих впечатлениях.
Мне показалось, что с нашей стороны это был определенный риск, потому, что много неприятных неожиданностей могло поджидать участников лагеря. Например, психологических. Там рядом женский монастырь, и его насельницы сразу встретили в штыки: «Как, это наши монахини будут видеть летом полуодетых молодых людей – соблазн?! Что это за молодежь к нам приедет?». Глава Можайского района при встрече со мной тоже говорил: «Как же со мною не обсудили вопросы безопасности, могли быть несчастные случаи». Посмотрел я: палатки – убогие, маленькие. Я спрашиваю: «Тут, наверное, четыре человека живут?» – «Нет, отвечают – шесть, потому, что поперек еще два матраса кладут».
Однако, атмосфера там была удивительная: дружеская, радостная. Какое-то время дети посвящали труду в монастыре. Они на службу ходили, и питались там. И, главное, жители летнего лагеря подружились и полюбили это святое и древнее место. Узнали богатую историю обители. Думаю, что на всю жизнь остались у них добрые впечатления.
Почему я останавливаюсь на этой теме? Дело в том, что это одна из хороших форм, которую я бы просил комитет по делам молодежи Московской области развивать. Никаких трудностей нет. Губернатор и правительство Московской области благоприятно относятся к сотрудничеству Церкви и государства. Больше того, на лагеря отпускаются большие деньги и увеличивают эти пособия. Поэтому, учитывая опыт прошлых лагерей, хорошо бы уже сейчас начать продумывать и готовиться к ним. И мне только бы казалось, что нужно подумать о большем комфорте, хотя молодежь привыкла к простоте. Бытовые условия должны быть гораздо лучшими. Нужно подумать о расположении этих лагерей. Будет очень полезно, если бы их проводили рядом с каким-то монастырем или обязательно недалеко от православного храма. Потому что мало детям наслаждаться природой. Видите, ходил мальчик в фильме, который мы посмотрели в начале конференции, наслаждался природой, но думал о Боге, письмо писал Богу. Тут, в летнем лагере, хорошо бы увидеть в действии духовную и религиозную жизнь, чтобы молодежь не только физически возрастала, но нравственно, духовно.
Недавно наш Епархиальный отдел по делам молодежи возглавил священник Александр Сербский. Я хотел бы, что бы он представился сейчас. Это деятельный, инициативный человек Церкви, который в своем приходе сделал много удивительных вещей в работе со школьной молодежью, объединил всех в одну семью. Я думаю, он пригодиться вам для совместной работы, когда вы будете думать не только о летних лагерях, но и о другой полезной деятельности.
Я извиняюсь перед вами, что задержал ваше внимание. Мне очень хотелось поделиться с вами этими мыслями. Я еще и еще раз вас горячо и сердечно приветствую и призываю Божие благословение на вас, на наши совместные труды. Желаю вам здоровья, счастья и всяческих благ. Спасибо за внимание».
По окончании выступления Владыка Митрополит вручил хозяину зала, ректору МГОУ, профессору В.В. Пасечнику образ Спасителя со словами благодарности за гостеприимство. В ответном слове Владимир Васильевич заверил, что для вуза очень почетно и ответственно принимать подобный молодежный форум, и университет с радостью готов еще и еще раз предоставить свои стены и аудитории для блага юношества.
Казанской иконой Божией Матери Его Высокопреосвященство благословил главу областного комитета молодежи Ю.Т. Бойко в знак благодарности за доброе сотрудничество. Вручая образ, Владыка Ювеналий, в частности, сказал, что Казанская икона «своего рода духовное знамя нашего народа, с которым жили и побеждали наши предки».
Пленарное заседание продолжилось докладом Юрия Тимофеевича:
«В России дни славянской письменности и культуры как дни святых равноапостольных Мефодия и Кирилла официально отмечаются с 1991 года. К нашей радости этот праздник в России приобретает все более массовый характер, объединяет молодежь и пожилых людей, всех кто любит отечественную историю, веру своих отцов, культуру и духовные традиции. Главный смысл и основная идея празднования дней славянской письменности и культуры взаимосвязь веры и культуры, единение славянских народов. Духовное возрождение России не мыслимо без возвращения к культурно-историческим и духовно-нравственным истокам. В этом я непрестанно убеждаюсь, посещая города и районы, встречаясь с молодежью. Вновь хочется повторить, что из всех богатств Подмосковья главным являются люди, умеющие жить в мире и согласии, самоотверженно трудится на благо родной земли и всей России.
Хочется, чтобы предстоящие торжества на земле Подмосковья в 2007 году послужили к еще большему единению людей в деле духовного возрождения, укреплению религиозных и нравственных основ жизни. Вас, дорогой Владыка, как сопредседателя комитета по подготовке празднования всероссийских Дней славянской письменности и культуры, могу заверить в том, что комитет по делам молодежи, органы по делам молодежи муниципальных образований и вся молодежь Подмосковья сделает для этого все возможное. …
Меня радует плодотворное сотрудничество между комитетом по делам молодежи и Московской епархией Русской Православной Церкви, позволившее показать пример единения в решении задач по приобщению людей, прежде всего молодежи, к вере отцов и духовному возрождению общества. …
Предложенная отделом по делам молодежи Московской епархии и комитетом молодежи Московской области тема конференции мне представляется интересной и актуальной. В обществе бытует два основных взгляда на проблему. Один состоит в том, что между Церковью и молодежной субкультурой никакого моста нет и быть не может. Другой, что если моста и нет, то его необходимо построить. Предлагаю участникам конференции высказать свои мнения по этим проблемам….
Приведу один пример, который, на мой взгляд, ярко свидетельствует, что в Московской области между Церковью и молодежной субкультурой есть мост и его надо нам всем миром укреплять и расширять на благо жителей Подмосковья. Два года назад на пятой конференции «Молодежь и религия» было высказано предложение о проведении международного молодежного фестиваля «Братья». И вот уже второй раз молодые можайцы стали организаторами и участниками этого фестиваля. На фестиваль съехались более трехсот активистов православных молодежных движений и патриотических организаций из 54 городов. В этот раз особенно много было представителей из приходов канонической Украинской Православной церкви Московского Патриархата из Киева, Никополя, Севастополя, а также из Белоруси, Молдовы и Прибалтики….
Молодежная субкультура является феноменом нынешнего столетия. Православная Церковь нашла в себе силы, чтобы ответить и на этот вызов эпохи. …Само понятие субкультуры слишком расплывчато, чтобы понять отношение к ней. Мы, как впрочем, и Церковь, приветствуем творчество, которое способствует духовному и нравственному развитию личности, напоминает о том, что человеческая жизнь не является просто биологическим или социальным феноменом. Напротив, та культура, которая воспевает низменные инстинкты, сводит человека до уровня примитивного, лишенного духовности существа и в итоге разрушает личность, нами безоговорочно осуждается.
Молодые люди в большинстве своем прекрасны, и я верю в них. И надо показывать, что мы во всем им верим, и, кстати, в этом наша надежда – в вере. Больше надеяться не на что. Сейчас молодежь чувствует все больше другую силу – силу нашего угрюмого осуждения. Владыка сегодня говорил об этом. Что мы, став взрослыми, мысленно возвращаясь в годы нашего детства, юности все больше говорим: «Была хорошая молодежь, а стала вот такая, какая она есть». Эта позиция, мягко говоря, ущербна. Мы не понимаем молодежь и не стараемся понять. Ждем от нее почему-то только плохого и, сталкиваясь с этим плохим, гневаемся. Хорошее же часто не замечаем, и оно тает, не находя опоры. Самое тяжелое испытание для нынешних подростков, что самые близкие люди в них не верят: «Дикие, глупые, работать не хотят, от армии бегают, ничего святого…». И как тут не согласиться, не подсыпать дров в костер осуждения своим примером. Ведь если хоть немного задуматься, острие нашего осуждения направлено на то поколение, которое ни чем еще не успело провиниться. Не оно изменило присяге, растаскивало народное добро, продавало государственные секреты, закрывало школы и распродавало помещения детских садов, отключало электричество в больницах и на военных объектах, оставляло солдат в окружении. Не подростки и молодежь создали пошлое телевидение, желтую прессу и наркопритоны. Не они получают доходы от игровых автоматов и казино. Все эти страшные искушения придумали, обрушили на детей люди весьма почтенного возраста. Не будем ворчать. Молодежь – вполне нормальные и адекватные люди. Но с молодежью надо разговаривать на понятном им языке.
Возвращаясь к теме славянской письменности и культуры, задаешься вопросом, как строить проповедь в среде, так называемой молодежи MTV? Искренность, присущая молодежи, неприятие потребительского отношения к жизни, творческое отношение к собственной жизни, все это делает молодежную культуру восприимчивой к проповеди вечного обновления человеческого духа, находящегося в Евангелие. Говорить о вечности и смысле человеческого существования, о всепоглощающей и всепрощающей Любви вовсе необязательно на церковно-славянском языке, прибегая к помощи исключительно богослужебных текстов.
Свое выступление хочется закончить словами Святейшего Патриарха Алексия II, где он говорит об особенностях русской культуры: «Случаен ли непрестанный интерес русской литературы, русской науки, русской культуры к истории? Он заметен с самого начала, с «Повести временных лет». Интерес к своему прошлому характерен именно для народа, стоящего перед историческим выбором. В выборе есть Божие избрание. Однако, человек только сам, только самостоятельно может совершить поступок и определить свое будущее».
Основной частью конференции стали секции: «Подмосковье – древняя культура, молодая душа. Молодежь Московской области и Православие: вместе созидаем Россию», которую возглавили клирик Петропавловской церкви города Лыткарина, преподаватель СТБГУ священник Александр Ионов и доцент МГОУ О.В. Розина; «Молодежь Подмосковья и мир», которой руководил клирик Троицкого храма города Люберцы, директор воскресной школы «Надежда» священник Олег Матвейченко; «Здоровая семья основа здорового общества и государства», которую вели настоятель Иоанно-Предтеченской церкви села Ивановское, преподаватель КДС протоиерей Игорь Гагарин и депутат Московской областной думы Л.Н. Кривцова; молодых журналистов Подмосковья собрал круглый стол «Молодежь и медиа-пространство в культурном пространстве Подмосковья» во главе с протоиереем Николаем Погребняком, благочинным Балашихинского округа, председателем Епархиального отдела по связям со СМИ; секцию «Молодежные общественные и православные организации в Московской области: основные направления работы» вели протоиерей Евгений Генинг, настоятель храма священномученика Александра, пресвитера Подольского, и психолог А.С. Спиридонова.
Заключительное пленарное заседание суммировало работу секций – каждый руководитель представил плод дискуссий – резолюцию по итогам работы круглого стола. Дополнения, предложенные на секциях, будут рассмотрены на специальном заседании Координационного совета по взаимодействию Московской епархии и комитетом по делам молодежи Московской области. Общим итогом стала резолюция VII Московской областной научно-практической конференция «Молодежь и религия» – сумма напряженной работы этой молодежной пятницы.
Это не громкие слова – работа конференции не останавливалась ни на минуту. В то время как делегаты использовали перерыв для подкрепления сил чаем с бутербродами, Владыка Ювеналий и Ю.Т. Бойко провели оживленную пресс-конференцию. Молодые журналисты из Ногинска, Шатуры, Егорьевска, Каширы, корреспонденты областного телевидения и «Ежедневных новостей Подмосковья», а также других изданий Подмосковья, смогли задать им любые вопросы. Однако беседа с прессой часто выходила за рамки традиционного – журналисты не могли не воспользоваться случаем и не задать вопрос своему архипастырю о том, что наболело и волнует. Владыка дал обстоятельные ответы всем вопрошающим. Искренне и открыто беседовал с прессой Ю.Т. Бойко – вопросы, как правило, касались обоих руководителей пресс-конференции.
Во время работы секций Владыка митрополит и глава комитета по делам молодежи посетили студенческий Духовный центр МГОУ под руководством профессора Л.Л. Шевченко – автора учебника «Православная культура» и «Духовное краеведение Подмосковья». Людмила Леонидовна сама стала экскурсоводом. Там же Владыка митрополит принял участие в работе одного из круглых столов, посвященного деятельности молодежных движений. Ректор университета В.В. Пасечник показал Владыке Ювеналию домовый храм – Троицкую церковь – ожидающий реставрации.
Итоговое заседание закончилось в пределах регламента. Уставшие, но довольные гости и делегаты к 16 часам пропели «Достойно есть». Резолюция конференции стала настоящей программой действий на ближнюю и дальнюю перспективу. Проверить ее действенность сможет VIII конференция в 2007 году. Закрывая конференцию, Юрий Тимофеевич отметил, что не сомневается в этом.
Главным итогом и достижением собрания церковных и светских делателей молодежной нивы стала атмосфера конференции. Ее мало назвать рабочей и деловой. В древних стенах бывшего Елисаветинского института царил дух единения и взаимопонимания. Было видно, что у духовенства и мирян, заинтересованных студентов и их преподавателей, церковной и светской молодежи один язык и одни задачи. Здесь не было отчужденности, предубеждения и непонимания, а «во всем любовь».
Каждый участник конференции понес домой подарок – томик великого православного пастыря и праведника ХIХ-ХХ века святого Иоанна Кронштадского с названием «Моя жизнь во Христе», как девиз и пожелание на будущее.

cвященник Александр Сербский

Просмотров: 3387 | Добавил: MosEparh-ORM | Рейтинг: 0.0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Друзья сайта
    Искомое.ру Движение Феникс Фестиваль Братья Создай свой сайт Лучшие программы рунета Страница автора сайта

Календарь новостей
«  Март 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск по новостям


MosEparh-ORM © 2007 Хостинг от uCoz